ИНСПЕКТОР, ЗНАЧИТ, ПРОФЕССИОНАЛ
При встрече с сотрудником ГИБДД сердце замирает чуть ли не у каждого водителя. В памяти моментально всплывает «портрет» «гаишника», сформированный при помощи личного негативного опыты или чтения анекдотов. Кроме «надзирателя» в форме, автомобилист ничего больше не видит. А ведь у него с инспектором, оказывается, так много общего! Такой вывод мы сделали, когда познакомились с Сергеем СИЛАКОВЫМ, прапорщиком милиции, инспектором полка ДПС
Инструкция обязывает
Инспектор полка дорожно-патрульной службы обязан водить автомобиль. Это его профессия. Поэтому личный водительский опыт я не считаю чем-то особенным. Он для меня так же обычен, как умение читать или писать. Хотя романтические переживания, связанные с управлением машиной, были уже в детстве, когда я учился рулить в безлюдном лесу.
За рулем чувствую себя уверенно, спокойно. Но расслабляться себе не позволяю.
Есть категория опытных автомобилистов, которые ездят буквально «на автомате», особенно по знакомым маршрутам. То есть, сел за руль и даже не заметил, как приехал на дачу или домой.
Кого-то состояние «нирваны» впечатляет, но я предпочитаю иметь ясную голову, во время движения постоянно себя контролирую. Да, от этого устаешь, но зато остаешься целым сам и не вовлекаешь в аварию никого другого. За 8 лет работы в Госавтоинспекции у меня не было ни одного серьезного ДТП – несколько мелких столкновений на небольшой скорости, которые закончились царапинами на кузове.
На дороге нужно быть очень внимательным. Автомобиль – средство передвижения повышенной опасности. Классическая фраза, но ведь так оно и есть. Каждый, кто управляет автомобилем, должен реально чувствовать ответственность за здоровье и материальное имущество других участников движения.
Пусть «ВАЗ», но особенный
За мной закреплен патрульный автомобиль ВАЗ-21099. На нем за время дежурства накатываю по городу 200-300 км. Раньше ездил на «Вольво-240» с инжекторным двигателем. Хорошая машина, скоростная, на ней удобно догонять нарушителей.
Сейчас большую часть автопарка ГИБДД составляют девяносто девятые модели. Что можно про них сказать? Обычные отечественные автомобили. Ломаются, конечно, чаще, чем иномарки, но запчасти на них доступнее по цене и купить их не составляет проблем.
А вообще, если хотите знать мое мнение, у работников милиции, ГИБДД должны быть самые лучшие транспортные средства! Не обязательно зарубежного производства, но с отличными техническими характеристиками, приспособленные для нашей профессии. Например, российские машины с усовершенствованной ходовой частью, новыми двигателями, встроенными компьютерами, которые содержат необходимую для работы базу данных. Можно сказать, спецзаказ для отечественного автопрома. Тогда будет больше уважения к человеку в форме на дороге, меньше случаев, когда его требование остановиться проигнорируют. И водители поймут, что при серьезном нарушении «убегать» от специально оборудованного авто бесполезно.
Мой семейный автомобиль – «Хонда-Партнер», выносливая и надежная, настоящая рабочая лошадка. В отличие от «ВАЗа», я не могу так же успешно устранять ее неисправности, если они возникают. И это правильно: ряд поломок или какой-то вид обслуживания нужно доверять профессионалам. Но знать устройство своей машины, уметь поставить «диагноз» поломки – святое правило для каждого автовладельца. Почему я так говорю? Потому что не раз сталкивался на дороге с безграмотностью омских водителей.
Кто такой профессионал?
Инспектор обязан быть профессионалом: знать свою работу, быть психологом и конечно примером в плане соблюдения ПДД. Если отдаешь любимому делу не всего себя, а лишь частичку, профессионала из тебя не получится.
Инспектор должен быть дисциплинированным водителем. Иначе как учить других, что нарушать нельзя? Тем более что все вокруг замечают тебя, да еще и пальцем показывают в твою сторону.
Про себя могу сказать, что закон живет во мне реально, я его соблюдаю. Сложно наблюдать, как водители рядом с тобой допускают нарушения, когда ты не на служебной машине: выезжают на встречную полосу, превышают скорость. Не станешь же выскакивать из машины в штатском и доказывать им, что ты сотрудник ГИБДД. Зато когда едешь на патрульном автомобиле, «реакция» возникает быстро: кто-то перестраивается в правый ряд, кто-то второпях ремень безопасности пристегивает.
Профессионализм, на мой взгляд, еще включает отзывчивость или попросту человечность. На дороге случается всякое, причем не иногда, а практически каждый день. У кого-то машина заглохла – требуется подтолкнуть. Одному человеку нужна техническая помощь, другому – скорая, медицинская.
На днях в центре города мальчик переходил дорогу. Из-за голодного обморока (выяснилось позже) он начал падать, ударился головой о проходящий мимо автобус, поранил голову. Я был рядом и до приезда врачей наложил ему повязку на рану. Или другой случай. Возле перекрест-ка заглохла «Тойота», оборудованная АКПП, девушка пыталась ее завести. Образовалась пробка. Возможно, автомобилистка растерялась, забыла или вообще не знала, что у «автомата» переключатель скоростей должен быть при запуске в нейтральном положении, и установила его неправильно. Небольшая подсказка – и машина тронулась с места.
Черное – белое, белое - черное
Жизнь состоит из позитивных и негативных моментов. У инспектора ДПС отрицательных впечатлений, наверное, больше. Неприятно смотреть на то, как автомобилисты порой грубят друг другу и не уступают дорогу.
Поражают своей беспечностью «маршрутчики». Однажды я ехал на «Газели» на рынок по личным делам. Наблюдая за водителем в пути от ПО «Полет» до Нефтяников, насчитал у него 15 нарушений. Как он еще ДТП не спровоцировал!
Беспокоят дети. С приходом лета на улице стало больше ребятишек, часто они гуляют без присмотра, катаются на велосипедах, а Правил совершенно не знают.
Самый сложный момент в работе – наверное, психологический. Тяжело видеть аварии, покореженные машины, пострадавших, более того, погибших людей. Но это тоже неотъемлемая часть профессии.
Как я справляюсь со стрессами? Стараюсь не пропускать их «через себя». То есть переключаю внимание на что-то другое, иначе нервы не выдержат. При этом чувствую, что чужая беда волнует меня по-прежнему, и я не стал к ней безразличным.
Большую радость приносят поездки за город, люблю наши русские пейзажи, березки, зеленые луга. В Омске сегодня тоже стало намного красивее, чище, появились новые здания, церкви. Просто любуешься, когда проезжаешь мимо.
Люблю охоту и рыбалку, правда, времени на этот вид отдыха часто не хватает.
Самое большое счастье
По натуре я семейный человек. Для меня проводить время с семьей – удовольствие и моральная разрядка. Простое общение за ужином, когда жена рассказывает тебе что-то хорошее и сын делится своими новостями, приносит столько положительной энергии! Забываются проблемы и неприятные события дня.
А дети – это такая огромная радость! Моему сыну пять лет, мне так приятно с ним беседовать. Два дня, когда я работаю, утром и вечером вижу его почти всегда спящим. Следующие два дня мы уже общаемся полноценно (если не отправят в непредвиденный рейд). Можем сходить в парк, на берег Иртыша.
Пока что Георгий мечтает стать инспектором, как и его папа. У него есть свой жезл, форменная фуражка, патрульный автомобиль ГИБДД и целый парк игрушечных машин. Я тоже в детстве мечтал стать милиционером, хотя в моей семье людей этой профессии не было.
Светлана, супруга, понимает сложности моей профессии. Так что семья – это мой тыл, мое счастье.
Друзья, которые приходят к нам в гости, тоже похожи на нас. Даже за столом мы продолжаем говорить о работе, потому что это то, что объединяет нас, инспекторов ГИБДД.
На своем месте
В моей жизни все могло сложиться иначе. Перед службой в армии я поступил на филфак в пединститут, до этого учился в литературном классе. Гуманитарные способности были, но я четко понял: это не мое призвание, из вуза ушел. На службу в ГИБДД пришел, когда мне было 24. Сейчас твердо знаю, что нахожусь на своем месте.
Быть руководителем не стремлюсь, вообще карьеру понимаю как «горизонтальную» и «вертикальную», то есть расти профессионально можно не только в должности, но и набираясь опыта. А опыт, несомненно, приходит. Ведь по долгу службы общаешься с людьми самых разных профессий и характеров, разного возраста и социального положения. В общении познаешь людей, познаешь и себя. Это ценно.
Не надоели ли мне протоколы и нарушители? Нет. Форма? Нет. Однообразие будней? Но ведь можно творчески подойти к своей работе, ездить по участку дежурства, следить за порядком, тогда не заскучаешь. Кроме того, мы участвуем в городских операциях по задержанию угонщиков машин, наркоманов и других преступников.
Водители часто упрекают нас: «Вы же милиция, вы должны быть просто идеальными». Правильно. Но не забывайте, что мы – тоже люди. Просто мы в форме и всегда на виду.
Но разве вы не на виду, водители? Когда в пьяном виде садитесь за руль и еще берете с собой ребенка? Когда игнорируете все дорожные знаки и не замечаете инспекторов, вините нас во всех бедах своей жизни? Когда некоторые из вас совершают наезд на человека и оставляют его без помощи на дороге?
Да, есть среди нас разные люди. Некоторые идут в ГИБДД, чтобы «заработать», но они долго у нас не задерживаются, их увольняют.
Конечно, мы должны быть профессионалами. Защита безопасности дорожного движения - наша цель и наш долг. И мы стараемся его выполнять.
В тему
Советует инспектор
Если вас остановил сотрудник ГИБДД, постарайтесь найти с ним общий язык. Не грубите, не кричите, не повышайте голос. Это спровоцирует ответную реакцию Попробуйте общаться, как и с другим человеком. Сохраняйте спокойствие. Объясните ситуацию еще раз, если вас не поняли Выслушайте точку зрения инспектора. Не жалуйтесь инспектору, что у вас проблемы дома и на работе. Сосредоточьтесь на решении своего вопроса
Источник: http://avtotrans-m.ru
|