ЗОЛОТЫЕ СНЫ МОТОРАМЫ
Ни для кого не секрет, что таким понятиям, как «стайлинг», «дизайн» и «автомобильная мода», мир обязан в первую очередь корпорации General Motors. Именно там впервые обратили внимание на то, что внешний вид автомобиля способен влиять на покупательские предпочтения ничуть не меньше его технических, ходовых или даже потребительских характеристик.
Под пресс!
А началось все с передвижных выставок Motorama. Недолгий период времени длилась золотая эра автомобильного дизайна США, 1950-1960 гг., но пока она длилась, «автомобили мечты» являлись символом Америки.
Многие из этих символов ныне практически забыты, от каких-то даже фотографий не осталось. Ведь большинство шоу-каров пос-
ле выставки попросту уничтожали! Главным в этих машинах был их внешний вид. Хотя все они могли самостоятельно передвигаться, некоторые – даже очень неплохо, но требованиям дорожного движения никак не соответствовали, и продать их невозможно было даже в частную коллекцию из-за юридических проблем. Поэтому после выставки – под пресс! Кроме того, лишь с позиции сегодняшнего дня эти машины – символ эпохи, а тогда почти никому в голову не приходило отправлять их в заводские музеи. Каким-то чудом некоторые из этих раритетов дошли до наших дней. Одни были «потеряны» дизайнерами при перевозке и годами, а то и десятилетиями прятались где-нибудь в гаражах на просторах Среднего Запада. Другие были найдены коллекционерами на свалке, у владельцев которой тоже не поднялась рука уничтожить уникальные машины. После реставрации вместе с другими уцелевшими реликвиями той эпохи их сейчас гордо демонстрируют на многочисленных выставках: смотрите, мол, люди, сейчас таких машин не делают. А мы раньше умели!
Давайте же войдем в будущее через двери автомобилей GM. Двадцать концептов «Моторамы» возродились к жизни на конкурсе элегантности в Peble Beach (Concours a’Elegance), состоявшемся этим
летом. Только самые красивые и редкие авто приглашаются на этот конкурс, теперь и современники смогли увидеть машины, от которых просто захватывает дух.
Motorama, 1951
Представлен, пожалуй, самый известный автомобиль «Мотора-мы» – Buick Le Sabre. Это детище
Харли Эрла стало программным манифестом аэростиля. Шеф-дизайнер GM буквально разрушил все существующие представления о современном автомобиле. Машина
была стилизована под новейший реактивный истребитель F-86 Sabre, пропорциями и технологией которого был очарован Харли Эрл. Поэтому, как и самолет, Le Sabre – чрезвычайно сложный для своего времени и высокотехнологичный прототип, сделанный полностью из легкого алюминия, стекловолокна и пластика. Машина ходила на смеси бензина с метанолом (для того и другого имелись два раздельных бака, упрятанных в задних крыльях, и две полностью автономные системы подачи топлива) и до отказа была напичкана всякими техническими ухищрениями вроде автоматической складной крыши, самостоятельно поднимающейся из своего отсека, едва на специальный сенсор попадет хоть одна капля дождя, или сидений с подогревом.
Buick ХР-300 – «близнец-брат», создававшийся и демонстрировавшийся параллельно с Le Sabre, тоже использовавший метанол и бензин для своего 335-сильного мотора с нагнетателем, имел уникальную систему запирания дверей с противоударными брусьями и алюминиевый кузов.
Motorama, 1953
Представлен Cadillac Le Mans с выразительным хвостовым оперением и сверкающими хромом решетками и бамперами, послуживший основным носителем идей Харли Эрла на ближайшие десять лет. Передняя часть с массивными декоративными элементами, панорамное лобовое стекло, задние мощные крылья-плавники, понтонные боковины. Прототипов Le Mans всего было построено четыре, и как наиболее дорогие и престижные, были фаворитом в кругообороте Motorama.
Если большинство концептов, представленных и на последующих выставках, были, вне всякого сомнения, слишком далеки от реализации, то Chevrolet Corvette, впервые представший перед публикой на Motorama-1953, практически без изменений пошел в производство с кузовом из стекловолокна. Правда, пик популярности марка достигла только в 1962 году.
Motorama, 1954
Увидел свет первый из серии самых безумных автомобильных прототипов Америки – «реактивный» автомобиль Харли Эрла – FireBird I.
Чрезвычайно фантастический аппарат был мало похож на средство передвижения, его маленький газотурбинный двигатель привел к крайностям в оформлении кузова в стиле реактивного истребителя: если не смотреть на колеса, он очень похож на одноместный самолет. Рекламный эффект был налицо. Официально, модель ХР-21 создавалась для исследования возможностей газовых турбин применительно к автомобилю. На самом деле, FireBird I
был хорошим упражнением по шокированию публики.
Звук реактивной турбины этого авто с кузовом из композитных материалов вдохновил целое поколение будущих астронавтов шоссе. Жизнь FireBird продолжили еще два поколения. Motorama -1956 явила миру FireBird II. Авиационные крайности ХР-21 были смягчены, но кузов из титана, прозрачный верх и управление одним центральным джойстиком показывали, что шоу продолжается. По заявлению создателей, в нем была разрешена проблема тепла и шума, создаваемых газотурбинным двигателем. Панели титанового кузо-
ва, как и положено проекту космической эры, не сваривались, а крепи-лись на эпоксидной смоле. Третье по-коление чудо-автомобиля, FireBird III,
представлено на Motorama-1959. Супернизкая машина с газовой турбиной имела две отдельные «авиационные» кабины. Количество хвос-товых килей выросло до семи. Несмотря на внешность из фантастического комикса, дримкар имел высокотехнологичную начинку: помимо 225-сильной газовой турбины и управления единственным рычагом-джойстиком машина была оснащена системой электронного контроля перемещения и системой дистанционного открывания дверей. А еще автомобиль мог управляться сам через кабели, проложенные под испытательным треком GM.
Motorama, 1954
Одним из лучших концептов 50-х был Pontiac Bonneville Special – двухместный спортивный автомобиль. Публика падала в обморок при виде автомобилей, похожих на Pontiac Special: салон отделан в стиле кабины пилота самолета, а сзади крышка запасного колеса типа «Континенталь» имитировала авиационную турбину; по бокам располагались хвостовые фонари в «авиационном» стиле. Все это придавало Pontiac Bonneville Special оттенок научной фантастики.
Motorama, 1956
Среди самых ярких концептов «Моторамы» – Buick Centurion – футуристического вида автомобиль с двухцветной окрас-кой и прозрачной крышей, имевший в хвостовой части... телекамеру заднего обзора! Она передавала изображение идущих сзади машин на крохотный черно-белый экранчик, заменяющий зеркала заднего вида. При открывании двери передние сиденья отъезжали назад, облегчая вход в салон.
Oldsmobile Golden Rucket был примечателен чистотой линий, поворачивающимися к дверям сиденьями, приподнимающейся крышей и регулируемой рулевой колонкой.
Одной из звезд шоу дорожных автомобилей GM на выставках Motorama был Pontiac Club de Mer. Голубой, отделанный анодированным алюминием, спортивный автомобиль высотой всего 96,5 сантиметра.
Buick Wildcat I и Wildcat II были построены, соответственно, в 1953 и 1954 годах. Стеклопластиковые кузова этих машин послужили и образцами для отработки технологии работы с пластиком как материалом для автомобильных кузовов, и демонстрацией кое-каких стилистических решений на ближайшее будущее.
Motorama, 1959
Этот год в очередной раз доказал, что фантазии шеф-дизайнера GM нет предела. Компания Cadillac продемонстрировала двухместный автомобиль Cyclon. Можно подумать, что кузов его спроектирован авиационным конструктором: буквально все элементы напрямую заимствованы из авиации. Проект Cyclon – самый приближенный к авиационной стилистике автомобиль времен аэростиля. Самолетоподобный Cadillac Cyclon, пожалуй, и завершил эпоху автомобиля «американской мечты». Завершилось потрясающее шоу Motorama. Больше в мире ничего подобного не было и вряд ли будет. А нам остается только смотреть и восхищаться неуемной фантазией славных работников Секции эстетики и цвета из славных пятидесятых годов.
Александр Яшкевич
Источник: http://avtotrans-m.ru
|