Договоренность и правила
Итак, что же такое доверенность? Если говорить юридическим языком, доверенностью признается письменное полномочие на совершение определенных действий, передаваемое одним лицом другому. В нашем случае - это письменное выражение доверия одного лица другому управлять транспортным средством, а также совершать другие действия. Доверенность на право управления автомобилем может выдавать не только собственник, но и тот, кто сам пользуется машиной по доверенности. Последняя ситуация называется передоверием и допускается, если разрешена первичной доверенностью.
Заверять у нотариуса обязательно только доверенность, выдаваемую в порядке передоверия. В остальных случаях ст. 161 Гражданского кодекса РФ позволяет оформлять доверенность на управление автомобилем в простой письменной форме. То есть написать доверенность можно даже от руки на простом тетрадном листке.
Такая форма удобна, если доверяете авто близкому человеку. При передаче иным лицам, особенно на долгий срок, надежнее заверить все-таки документ у нотариуса.
Это надо знать!
Собираясь выдавать или получать доверенность, помните об основных правилах ее действия и опасностях, подстерегающих доверителя и владельца доверенности. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если в доверенности срок не указан, то она действует один год (ст. 186 ГК РФ). Владелец доверенности вправе совершать только действия, указанные в ней. В случае смерти доверителя либо владельца доверенности ее действие прекращается. Автомобиль возвращается наследникам. Если в доверенности не указана дата выдачи, то доверенность не имеет юридической силы. Обязательным реквизитом доверенности является подпись доверителя, лица, выдавшего доверенность. Если подпись отсутствует, то доверенность также не имеет юридической силы. В доверенности на право управления автомобилем должны быть прописаны параметры автомобиля: марка, регистрационный знак, идентификационный номер, год выпуска, номер двигателя и кузова, цвет кузова, серия, номер и дата выдачи ПТС и регистрационного документа, а также наименование организаций, их выдавших.
Доверитель может предоставить следующие полномочия (как все вместе, так и любое в отдельности):
1. Владение (т. е. фактическое обладание автомобилем, которое само по себе не дает права пользоваться им, но позволяет не допускать к авто других лиц. У обладателя автомобиль находится как бы на хранении);
2. Пользование (т. е. непосредственно езда на машине);
3. Распоряжение (т. е. возможность продавать, менять, сдавать в аренду, закладывать автомобиль и т. д.).
Даже, получив весь состав полномочий, владелец доверенности не вправе совершать сделки от имени доверителя в отношении себя лично (ст. 182 ГК РФ).
Как правило, продать или купить автомобиль по доверенности нельзя (исключение - генеральная доверенность), т. к. нет перехода права собственности, как при купле-продаже.
Число лиц, которым выдается доверенность, может быть неограниченным.
Доверенности бывают трех видов: генеральные специальные разовые
Генеральная доверенность
Генеральная доверенность уполномочивает представителя на управление и распоряжение имуществом доверителя, т. е. на право снятия и постановки автомобиля на учет, на право его продажи и сдачи в аренду. Но: Собственником автомобиля остается тот же хозяин автомобиля. При выдаче генеральной доверенности собственник уполномочивает доверенное лицо совершать определенные действия от своего имени. Срок действия доверенности прекращается через 3 года. По истечении этого времени доверенность не продлевается автоматически, а надо оформлять новую доверенность. Владелец автомобиля имеет право отозвать доверенность в любое время. В случае смерти собственника, т. е. хозяина машины, доверенность становится недействительной, а автомобиль переходит к наследникам умершего. Они на вполне законном основании могут требовать автомобиль, в том числе и через суд. Человек, которому выдана доверенность на автомобиль, даже с правом его продажи, не может его переоформить на свое имя, т. е. формально купить его. Формальным собственником в любом случае остается тот, кто записан в техпаспорте.
Специальная доверенность
Специальная доверенность дает право на совершение юридических действий в определенной сфере, например, на право управления автомобилем.
Разовая доверенность
Разовая доверенность может быть выдана на совершение только одного определенного действия, например, на право прохождения государственного техосмотра.
Это происходит, например, если доверенный автомобиль попал в ДТП и причинил вред чужому имуществу, жизни, здоровью.
Кто несет ответственность?
Административную или уголовную ответственность несет лицо, находившееся за рулем. Тем не менее иск о возмещении ущерба может быть предъявлен или к виновному водителю, или к лицу, на имя которого зарегистрирован автомобиль. Чтобы избежать ответственности, собственник должен доказать, что передал автомобиль именно по доверенности.
Если вас остановил сотрудник ГИБДД для проверки документов и вы, не являясь собственником, не имеете на руках доверенности, вас привлекут к административной ответственности по ст.12.3 Кодекса об административных правонарушениях и заставят платить штраф.
Тайгу и болота
Трехдневный автопробег
Как и в прошлом году, главным организатором трофи-рейда, проводимого при поддержке Правительства Омской области и компании оптовой торговли «Гала-Центр», выступил омский клуб «4х4» во главе с президентом Юрием Малышевым. Автопробег стартовал с площади ТК «Маяк», куда с раннего утра подъезжали автомобили участников и подтягивались зрители. К началу трофи-рейда площадь наполнилась яркими внедорожниками и легковыми автомобилями.
Спортсменов разделили на две категории: «Спорт» и «Рейд». В категории «Спорт» участвовали автомобили трех зачетных групп: ТР1–серийные внедорожники с шинами до 31 дюйма, ТР2 – внедорожники, специально подготовленные к трофи-рейдам, ТР3 – оригинальные автомобили с колесной формулой 4х4 свободной конструкции без ограничения размера шин. В категории «Рейд» – две зачетные группы: «Рейд 4х4» – обычные внедорожники, и просто «Рейд» – легковые автомобили.
Все экипажи снарядились всем необходимым для многодневного автозабега. Для участия в гонке экипажам предписывалось обязательно иметь в наличии навигационное устройство, сотовый телефон и цифровой фотоаппарат.
Марш-бросок
Перед стартом главный судья соревнования Александр Вершинин раздал штурманам легенды - маршрут движения по трассе. У экипажей категорий «Cпорт» и «Рейд 4х4» дорожная карта первого дня одинаковая. Гонщики должны были определить местонахождение контрольных точек по своим навигаторам. После официального открытия соревнования к площади подъехали машины сопровождения и колонна двинулась к Тюкалинскому тракту. На 55-ом километре участники сделали небольшую остановку перед решающим марш-броском. После небольшой технической паузы автомобили спортсменов и раллистов с
интервалом в минуту начали исчезать за горизонтом.
В течение нескольких часов участники носились по лесным дорогам в поисках «куч мусора», «силосных ям», «небольших бугорков», обозначенных в легенде. Штурманы внимательно рассматривали на деревьях, столбах, пнях и полуразвалившихся коровниках знаки контрольных точек с намотанным на них цветным скотчем.
В группе «Рейд 4х4» штурман и пилот фотографировались по очереди на фоне найденной точки, чтобы после финиша предъявить снимки судейской бригаде. «Взяв» одну контрольную точку, водитель и штурман неслись назад к автомобилю, чтобы не потерять драгоценное время. Время определяло в этих гонках все.
Сложнее пришлось экипажам категории «Спорт». Им нужно было приблизиться на автомобиле к контрольному знаку почти вплотную, взяться одной рукой за знак, другой рукой за свой автомобиль, будь это открытая дверь или капот, и в таком положении сфотографироваться. Особенно было весело на точке «веселое болотце». В отличие от раллистов, которые прыгали в болото, быстро фотографировались и убегали к своим машинам, спортсменам приходилось не раз разматывать лебедки, чтобы подобраться вплотную к контрольной точке. В «веселых болотцах» изрядно набрал воды в капот ГАЗ-69 Дениса Маара. Реанимировать автомобиль на трассе не удалось. Всю следующую ночь в базовом лагере ребята готовили технику для второго этапа: меняли генератор, ремонтировали карбюратор.
Первым к финишу в первый день соревнований пришел автомобиль «УАЗ» Андрея Бессонова, показавшего лучшее время на этом этапе - 4 час. 40 мин. Третьим финишировал экипаж Александра Титова, выступавшего за клуб «4х4». Все два дня соревнования Александр занимал прочную позицию в первой тройке. По результатам трех дней трофи-рейда он набрал максимальное количество баллов и стал абсолютным победителем в категории «Спорт». Андрей Бессонов в итоге переместился на вторую позицию.
А замкнул тройку лидеров соревнования «Омское Прииртышье-2008» в классе «Спорт» Александр Васильчук на Toyota Land Cruiser.
Наравне со спортсменами боролись за победу участники зачетной группы «Рейд 4х4». В первый день соревнования, пока стояла засушливая погода, трофи-рейд больше напоминал скоростное ралли. Спортсменам мешала двигаться с высокой скоростью по проселочным дорогам лишь поднявшаяся пыль. Увидеть впереди идущую машину на расстоянии трех метров – практически невозможно. Водителям приходилось напряженно всматриваться вперед и назад, чтобы избежать столкновения с соперниками. Отличную скоростную езду показал экипаж молодых парней: пилот Александр Зайнеев и штурман Юрий Тхорук на Toy-
ota Land Cruiser. В первом этапе ребята взяли «золото».
Взаимовыручка
Финиш первого дня ожидал спортсменов на берегу знаменитого крутинского озера Ик. Там же организаторы разбили базовый лагерь. Вечером в гости к спорт-
сменам приехали с концертной программой крутинские артисты. На второй день погода ухудшилась, заморосил мелкий дождь. Проселочные дороги размыло. У спорт-сменов появилась проблемы. Двадцать километров размытых дорог превратились для всех участников в экстремальное внедорожное состязание.
Александр Зайнеев, легко прошедший трассу первого этапа, в нынешнем – боролся с крутинским бездорожьем, буквально грудью прокладывая трассу для Toyota Land Cruiser. Местная грязь не сразу выпустила из плена джип молодого гонщика. Александр и его штурман Юрий Тхорук потеряли в этом этапе очень много времени и в тройке абсолютных победителей трофи-рейда заняли лишь третье место. Второе место в упорной борьбе завоевал экипаж на Subaru Forester под управлением Сергея Кузнецова. Победителем соревнования в категории «Рейд 4х4» стал Алексей Теплоухов на отечественном внедорожнике UAZ Patriot.
Спортсмены изрядно вымотались, вытаскивая друг друга из местной трясины. Особенно досталось экипажу «УАЗа», управляемого Олегом Эрихом. За взаимовыручку и командный дух экипаж получил от организаторов трофи-рейда дипломы и призы. Одному автомобилю в гонке второго дня удержаться на трассе не удалось. Что называется, «сделал крышу» американец Yukon GMC из группы «Рейд 4х4». Надолго запомнится водителю Дмитрию Нагорному и его штурману Юрию Николенко неприметная речка Яман. На берегу этой мелководной реки и перевернулся американский джип. Необходимо отметить, что ни один экипаж, следовавший за потерпевшим аварию автомобилем, не проехал мимо. Участники помогли гонщикам эвакуироваться из перевернувшейся машины. И разъехались только, когда многотонная машина встала на колеса.
Джип-спринт
В последний день соревнования пилоты в классе «Спорт» выступили в дисциплине джип-спринт. Трассу гонки, протяженностью 500 м, проложили по дну заболоченной канавы. Внедорожники стартовали по одному, победителем оказывался спортсмен, показавший лучшее время. Касание оградительной ленты пенальтизировалось дополнительным штрафным временем. Лучший результат показал пилот клуба «4х4» Александр Титов. Спортивная внедорожная дисциплина превратилась в показательную гонку для жителей Крутинки. Они по достоинству оценили внедорожные качества специально подготовленных к спорту машин и мастерство пилотов.
Торжественное награждение победителей прошло в Центре спортивных развлечений. Дипломы и награды победителям вручил президент Омской областной общественной организации клуба «4х4» Юрий Малышев. Среди абсолютных победителей трофи в классе «Рейд» оказался единственный женский экипаж – водитель Жанна Мураева и штурман Наталья Темник.
Светлана Самойлова
Источник: http://avtotrans-m.ru
|