Газовые вопросы
О работе карбюраторов и инжекторов написано немало книг и опубликовано технических статей в автомобильных журналах, а про газовое оборудование печатаются краткие обзоры типа: что лучше - бензин, или газ? Точной статистики нет, но сегодня в Омске очень много автомобилей использует в качестве топлива нефтяной сжиженный газ. Фирм, занимающихся переводом и обслуживанием ГБО, тоже хватает.
Но настоящих специалистов, действительно разбирающихся в газовом оборудовании, единицы. Решил автомобилист перейти на газ, приехал в фирму, а ему говорят, что его иномарка на пропане работать не будет. Или и того хуже - ставят, а потом водитель мучается - машина не едет, а псевдоспецы только руками разводят и твердят, что во всем виноваты свечи (карбюратор, трамблер или еще что-то).
Мы решили ликвидировать информационный вакуум и посвятить вопросам газа целую серию публикаций. Кроме того, на нашем сайте http://www.autoomsk.ru/ появляется отдельная страничка, которую будет вести специалист по установке ГБО Николай МАКОВСКИЙ. Там же на сайте в режиме on-line любой желающий сможет задать свой вопрос по эксплуатации и установке ГБО. Самые интересные вопросы и ответы на них мы будем публиковать в нашем журнале под рубрикой "".
А теперь знакомьтесь - Николай Маковский.
- По образованию я - авиационный инженер по эксплуатации электро-приборного оборудования самолетов. Имею неплохую техническую подготовку.
После развала СССР перепробовал много разных профессий, пока не остановился на установке на автомобили ГБО.
Первый автомобиль, на который мы с товарищем поставили газ, была "Вольво-740". Она, кстати, до сих пор попадается мне на глаза в городе (это к вопросу о ресурсе двигателя при работе на газе). Девять лет старушка бегает с нашим ГБО и даже не собирается на покой. С тех пор на газовое топливо переведено такое количество автомобилей, что счет давно потерян. Причем моя специализация - это инжекторные автомобили с самыми различными системами впрыска топлива, начиная с механического впрыска КЕ-J троник ("Ауди") и до JDI ("Мицубиси").
Когда клиенты спрашивают, сколько времени уходит на установку, я отвечаю - день.
Сразу начинают возмущаться: почему так долго? Отвечаю: это на "жучку" можно поставить ГБО за 3 часа, когда вся установка штатная "из коробки". С иномарками нужно повозиться. Каждый день другая машина, каждый день новое техническое решение. Не помню, чтобы подряд заезжали, например, две "Тойоты Короллы".
Исключение составляют отечественные инжекторные "Волги".
Отвечая на все ваши вопросы, я буду использовать, прежде всего, девятилетний опыт установки и ремонта газовой аппаратуры. Сегодня я могу себе позволить не использовать шаблоны из Интернета и отвечать практически на любой вопрос, приводя примеры из личной практики.
Для начала отвечу на самые популярные вопросы, приходящие по почте в редакцию журнала "АвтоОмск".Как выбрать марку и производителя газового оборудования?Пожалуй, самый популярный вопрос. Однозначного ответа на него нет.
На карбюратор можно поставить любое оборудование, которое сегодня можно приобрести в нашем городе.
Тут выбор остается за клиентом, и делает он его, опираясь, прежде всего, на ту сумму, которой располагает.
Что касается инжекторных двигателей, то тут решение принимает специалист, исходя из особенностей конструкции некоторых компонентов впрыска и зажигания. Обычно клиенту предлагается несколько типов оборудования с различными ценами.
Ошибочное мнение, что на инжекторную машину нельзя поставить вакуумный редуктор. Например, трамблерные двигатели многих иномарок прекрасно работают на пермских редукторах.Можно ли устанавливать ГБО на инжекторные двигатели? На сегодняшний день мне в Омске не попадался бензиновый автомобиль, на который бы мы не смогли установить ГБО.
Исключение составляют турбованные двигатели, для которых требуется специальный редуктор для турбованных двигателей. Эти редукторы нужно заказывать отдельно.
Как правило, судьба турбованных авто в России такова: после непродолжительной эксплуатации турбина "умирает", что сопровождается непомерным расходом бензина.
Владельца это сразу бьет по карману, и он начинает метаться по автосервисам, но решить проблему можно только заменой турбины, что не всегда устраивает владельцев подержанных авто, как правило, японского производства. Альтернатива - установка ГБО.
В моей практике было немало случаев, когда приходилось такие прожорливые машины переоборудовать на газ. Все владельцы были просто счастливы:
Случаются и курьезы. Так, в прошлом году ко мне обратился клиент с просьбой установить оборудование на "Нисан Блюберт" (переходная модель к Цефиро.) Авто притащили на веревке. Осмотрел машину: V-образная шестерка, и все мыслимые и немыслимые "навороты". Была только одна проблема: на машине был неисправен контроллер управления двигателем, т.е. впрыск топлива не работал. Отремонтировать контроллер не получилось. Не смогли найти и новый, ни в Новосибирске, ни на Дальнем Востоке. В результате владелец сам придумал и изготовил систему зажигания и обратился ко мне. Я доработал его механизм, и автомобиль уехал своим ходом на газовом топливе.На какое давление рассчитан автомобильный газовый баллон?Автомобильный газовый баллон рассчитан на рабочее давление в
16 кг/см. На баллоны емкостью более ста литров положено устанавливать аварийный клапан, настроенный на давление 16,75 кг/см.На всех ли баллонах устанавливается мультиклапан, способный ограничивать заправку газа на АГЗС?Нет не на всех. Есть баллоны, конструктивно выполненные для установки обычных газовых вентилей. Как правило, эти баллоны большей емкости (от 100 литров и более).
В основном такие баллоны устанавливаются на грузовые автомобили. Хотя бывают и исключения, ГИБДД вроде не запрещает. Можно поставить такой баллон и в легковушку, позволяли бы объем багажника и воображение клиента.
С мультиклапаном тоже не все гладко. Пресловутый "поплавок", в особенности белорусского производства, норовит стукаться после заправки о верхнюю часть баллона, а по мере выработки газа о нижнюю.
При движении кажется, что по багажнику катается пустой бидон. Часто пустотелый поплавок попросту бывает раздавлен давлением внутри баллона. После этого он опускается вниз, в положение "пустой баллон" и перестает выполнять свои функции. А функции его следующие:
- он передвигает с помощью магнита стрелку указателя уровня жидкой фракции газа в баллоне. Но эти показания настолько условны, что о замерах расхода не может быть и речи. Определить можно только полный баллон газа или когда он пуст наполовину.
- во время заправки "поплавок" должен прекратить подачу газа в баллон при наполнении его на 80 процентов. На практике у нас все "льют под крышку", что грозит самыми неприятными последствиями.Что произойдет при повреждении газовой магистрали?В мультиклапан также установлен так называемый клапан аварийного расхода газа. Как правило, это шарик или цилиндр, который установлен в расходный канал мультиклапана.
При аварийной ситуации он должен под действием потока газа, хлынувшего в образовавшийся разрыв трубки, закрыть расходный канал и прекратить аварийную утечку.
Аварийный клапан слегка подпружинен, и после восстановления герметичности давление выравнивается, пружина отодвигает его в исходное положение, открывая свободное поступление газа к редуктору.
На практике происходит следующее: шарик должен быть хромирован, но белорусы экономят на этой производственной операции или просто относятся к этому по- "совковому", точно не скажу, но в результате этот злополучный шарик покрывается ржавчиной, грязью и намертво закрывает своим ржавым телом расходный канал. Происходит это после заправки полного баллона газом.
И вот уже клиент приезжает ко мне и жалуется: "я залил полный баллон, а она не едет:"
В результате после сложных и достаточно опасных манипуляций с баллоном клиент лишается за-правленного в баллон газа, некоторой суммы денег (за работу), а шарик попадает в мусорное ведро.
Настоятельно не рекомендую самим извлекать шарик из полного баллона газа. Это может окончиться плачевно для владельца авто и окружающих.
Николай МАКОВСКИЙ
Специалист по установке ГБОВы можете установить ГБО у Николая Маковского.
Тел. 59-32-59
Или пообщаться с ним на форуме сайта "АвтоОмска" http://forum.autoomsk.ru/viewforum.php?f=14
Источник: http://avtotrans-m.ru
|