Продвигать субкомпакты на российском рынке дело неблагодарное. Даже споря с Германией за титул европейского рынка №1, возмущаясь пробками в крупных городах и обожая женщин, мы не готовы массово скупать «мыльницы».
Почему? Одной причиной все не объяснишь. Их несколько:
• маленькой машине трудно справляться с грязью, снегом и ямами;
• право сильного на дороге никто не отменял: даже Логан кажется рядом с такими гигантом, поэтому на признание участников движения надеяться не стоит;
• маленькие моторчики – плохие помощники в холода, когда хочется прогреть салон, и в жару, когда кондиционер отнимает у машины последнее;
• обычно субкомпакты значительно дешевле других машин. Но только не в нашей стране.
За последние несколько лет в России в субкомпактном сегменте «сдались»:
• Toyota: малюсенький iQ, присутствие задних пассажиров в котором исключало возможность разместить в багажнике спортивную сумку, ушел с рынка;
• Nissan: оставил в Европе «кнопку» Micra и электрический Leaf;
• Hyundai: оперативно поставляя в Россию все «полноразмерные» новинки, не собирается показывать франкфуртского дебютанта i10;
• Renault: не везет к нам Twingo и даже перестал поставлять Clio.
Ниже мы представляем десятку самых маленьких (а точнее, коротких) автомобилей, которые можно купить в России.
Smart fortwo coupe
Длина: 2 695 мм.
Цена: от 665 000 рублей (или 243 рубля за миллиметр длины).
Минималист из минималистов. Одинаково тесный и прикольный. Автомобиль, который можно оставлять перпендикулярно тротуару, и, когда парковка в России окончательно станет вопросом жизни и смерти, «смарты» заполонят наши улицы. Но пока мы и без него справляемся. Smart – как капсульный отель. Решает часть задач, но в силу габаритов не может обеспечить полноту удовольствия от эксплуатации.
Кстати: smart – единственный двухместный автомобиль в нашем обзоре.
Peugeot 107
Длина: 3 430 мм.
Цена: от 407 000 рублей (или 119 рублей за миллиметр длины).
Первым из тройки (Toyota Aygo – Ситроен C1 – Пежо 107) пришел в Россию и имеет определенный успех. Пежо умеют делать машины разных классов, и в этот раз показали, что «маленький» не значит «дешевый». У «сто седьмого» симпатичный дизайн, отличная подвеска, хорошая управляемость… вот только роботизированная коробка подкачала: она откровенно капризна. А с «механикой» автомобиль теряет привлекательность в глазах основной аудитории.
Кстати: Ситроен начал продавать в России свой компакт С1 через два года после Пежо и делает это с куда меньшим успехом. В прошлом году 107-й по продажам превзошел конкурента втрое. Дополнительные опции у Ситроен и Пежо стоят почти одинаково. Например, усилитель руля – 8 500 рублей...
Citroen С1
Длина: 3 435 мм.
Цена: от 404 000 рублей (или 118 рублей за миллиметр длины).
Кому-то нравится Peugeot, кому-то Citroen… В данном случае ваш выбор вряд ли будет продиктован сугубо автомобильными соображениями. С1 – копия 107-го, а пять миллиметров считайте погрешностью.
Кстати: Тойота не стала продавать в России близнеца обоих «французов» – малыша Aygo. Зато в 2008 привезла iQ – тогда это был единственный автомобиль в России длиной менее 3 м. Машину не оценили: колени задних пассажиров били по ушам сидящим спереди, а в багажник с трудом влезала аптечка.
Mitsubishi i-MiEV
Длина: 3 475 мм.
Цена: от 1 799 000 или (518 рублей за миллиметр длины).
Вряд ли маркетологи Мицубиси всерьез рассчитывали на успех i-MiEV в России; нам недостаточно того, что машина не потребляет бензин. Но продаж нет и не будет по другой причине: электрические инновации оценили в совершенно дикую сумму. Покупка такого автомобиля оправдана, если вы – юридическое лицо и знаете, как затем привлечь к себе внимание. Если же ваше хобби – охрана природы, переведите миллион в Greenpeace. А на сдачу купите любой другой автомобиль из этого обзора.
Кстати: $15 500 – то есть около полумиллиона рублей – стоит i-MiEV в США…
Daewoo Matiz
Длина: 3 497 мм.
Цена: от 247 000 рублей (или 71 рубль за миллиметр длины).
Самый показательный пример, как добиться успеха в субкомпатном сегменте у российских покупателей. Сделайте разветвленную дилерскую сеть и продавайте через нее известный (пусть даже под другим брендом), умеренно ломающийся, но и не испытывающий трудностей с запчастями действительно очень дешевый автомобиль. Сантиметры и возраст не обманешь – «Матиз» тесен, не интересен внутри и управляется неважно. Но ведь какая-то машина должна быть первой. И потом: надо же на чем-то развозить пиццу и суши…
Кстати: «Матизов» в России продают больше, чем всех остальных компактов вместе взятых. Китайский производитель Chery несколько лет назад выкатил его точную копию - QQ. Но проиграл. Вариант «чуть хуже, но дешевле» – в этот раз не сработал.
Fiat 500
Длина: 3 546 мм.
Цена: от 562 000 рублей (или 158 рублей за миллиметр длины).
Качественная игрушка со всеми игрушечными атрибутами. То есть с ярким дизайном и снаружи, и внутри. Технические достоинства вторичны и невелики. Фиат 500 призван сыграть на ностальгии. Но не нашей, а европейских покупателей, которые помнят (или слышали) о великом «пятисотом» первого поколения до середины 70-х. Россияне, может, и хотели бы массово примкнуть к истории, но вступление в клуб стоит дороговато. Впрочем, если вы хотите сделать царский подарок даме сердца, а она драйву предпочитает изящество, – спешите в салоны Fiat.
Кстати: У Фиат есть еще более компактный автомобиль – Panda. Десять лет назад ему дали звание «Автомобиль года». Не за красивые глаза (внешне Panda и тогда выглядела скромно), просто надо было поддержать итальянский автопром… В Европе – особенно южной – «панды» массово бегают до сих пор. Из России машина (скромный салон, средняя управляемость, неважная шумоизоляция) ушла, так никого и не впечатлив. На вторичном рынке отдельные пятилетние экземпляры стоят, как новый Matiz.
Kia Picanto
Длина: 3 595 мм.
Цена: от 389 900 рублей (или 108 рублей за миллиметр длины).
У корейцев получилось не только сделать надежный и в меру эффектный автомобиль, но и грамотно его продвинуть – Picanto рекламируется активно. Это действительно хорошая городская модель от уважаемого производителя: бойкий разгон, приятная эргономика, разумно распределенное пространство. Достойный выбор.
Кстати: Picanto нельзя собрать «под себя», а особенности фиксированных комплектаций таковы, что автомобиль с кондиционером и магнитолой стоит как минимум на 85 0.00 рублей больше базовой версии.
Chevrolet Spark
Длина: 3 640 мм.
Цена: от 416 000 рублей (или 114 рублей за миллиметр длины).
Новое поколение Matiz: в GM сочли за благо дистанцироваться от предшественника после его переезда в Узбекистан. Продажи «спарка» идеально характеризуют предпочтения россиян: Шевроле лучше Деу по всем параметрам: свежее, безопаснее, качественнее, в общем, современнее. Это просто машина другого уровня. Но 150 тысяч рублей разницы – и Matiz в прошлом году покупали в 6(!) раз чаще.
Кстати: Тем не менее именно Spark является основным соперником Picanto. Вместе с Matiz они составляют тройку самых продаваемых субкомпактов в России.
Suzuki Jimny
Длина: 3 696 мм.
Цена: от 745 000 рублей (или 262 рубля за миллиметр длины).
Это не компакт. Точнее, не только компакт. По набору достоинств, очевидно, лучший автомобиль этого списка. У всех тут в плюсах размеры и маневренность… Но у Jimny есть и другие примечательные качества. Он полноприводный. Он рамный. У него клиренс 190 мм и короткие свесы. Короче, проедет там, где не проедут многие кроссоверы. Подавляющее большинство покупателей берут его не из-за размеров. В России нет другого автомобиля, так сочетающего компактность и проходимость. Ну и еще – made in Japan.
Кстати: В Судзуки любят делать маленькие машинки. В нашу десятку чуть не попал компактный Splash (длина 3775 мм): его единичные продажи легко объясняются слабой рекламой и относительно высокой ценой. А в середине следующего года эта модель покинет конвейер.
Chery Kimo
Длина: 3 700 мм.
Цена: от 335 900 рублей (или 91 рубль за миллиметр длины).
Взяв за основу увеличенную платформу Деу Matiz и нацепив на нее труды итальянского дизайн-ателье Bertone, китайский производитель, безусловно, показал себя. Комплектация у Chery тоже на загляденье. Но вот полноценных цивилизованных ощущений не ждите. Вроде и явных косяков нет, но звуки и запахи автомобиль производит пока еще китайские.
Кстати: Производители из Поднебесной активно продвигают себя в компакт-классе. Lifan более-менее успешно продает модель Smily (3 745 мм), а FAW – компактный V2 (3 760 мм). Что характерно: владельцы этих автомобилей на форумах крайне редко критикуют свои машины…
Эпилог
Субкомпакты – автомобили класса А, да и просто маленькие машины не очень интересны большинству россиян, а соответственно привозят их к нам очень осторожно. Пугают скромные возможности таких автомобилей, тем более что требования к функциональности машин у нас велики.
Впрочем, конкретно ваши запросы вполне могут и не укладываться в среднестатистические. И если маневренность и стиль автомобиля, а также хорошее настроение спутницы жизни для вас первичны, возможно, вам следует перечитать эту статью еще раз…
*В материале приведены цены с официальных сайтов компаний-производителей на 08.12.2013 – без учета сезонных акций, скидок и кредитов.