ГИБДД больше не будет требовать медсправки у водителей
Пресловутое здоровье нации, в том числе психическое, в последнее время вызывает у медиков все большие опасения. Судя по многочисленным видеосвидетельствам неадекватного поведения участников дорожного движения, далеко не всех наших соотечественников можно пускать за руль. Но у властей, похоже, так и нет четкого понимания, как организовать эффективный контроль.
Да, условия прохождения водительской медкомиссии и получения справки в ходе реформ последних лет значительно ужесточились, превратившись в многоходовую комбинацию. Теперь медкомиссию можно пройти легально только при предъявлении справок от районного нарколога и психиатра. Но коммерсанты помогают сократить эту процедуру. Встречается и откровенная липа, то есть поддельные справки, оформленные фирмами, не имеющими необходимой лицензии.
Одновременно с этим количество случаев, когда предъявление справки необходимо, сокращается. Так, после реформы техосмотра проводящим его коммерческим организациям состояние здоровья водителя стало совершенно безразлично.
А теперь даже экзаменационные подразделения ГИБДД отказались от практики требовать подтверждение железного здоровья практически при любом обращении гражданина.
До недавних пор согласно правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденным постановлением российского Правительства от 24 октября 2014 года №1097, медицинская справка должна была предъявляться при выдаче дубликата водительского удостоверения взамен утраченного или пришедшего в негодность, при замене документа в связи с изменением персональных данных владельца (например, фамилии после замужества), а также при получении международного водительского удостоверения.
Вместе с тем в соответствии с принятой полтора года назад новой редакцией статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинская справка требуется только в трех случаях. Первый - для допуска к сдаче экзаменов (в том числе если в дополнение к имеющимся водитель открывает новую категорию или подкатегорию), второй - для замены водительского удостоверения, срок действия которого истек. Наконец, третий -в случае возврата прав после окончания срока лишения по «пьяной» статье, то есть когда прохождение медосвидетельствования прямо предписано административным кодексом.
Эта правовая коллизия стала причиной разбирательства в Генеральной прокуратуре, на основании предписания которой ГИБДД отменила теперь требование о предъявлении медсправки во всех иных случаях, кроме тех, что предусмотрены законом. То есть сейчас для получения того же международного водительского удостоверения медицинская справка уже не нужна.
Вот и получается, что реальной возможности выявить лиц, которым нельзя садиться за руль, у властей на самом деле стало значительно меньше. При этом стоит отметить, что в какой-то степени из положения старается выйти прокуратура. Так, уже отработан судебный механизм лишения права управления граждан, которым, несмотря на наркотическую или алкогольную зависимость либо психические заболевания, обманным путем удалось получить медсправку и права. Но все равно проблема остается - законопослушным водителям получить справку стало сложнее, а вот всех тех, кому за руль садиться не положено, система не отсекает.
Логично было бы упростить процедуру прохождения водительской медкомиссии честному водителю и поставить надежный заслон тем, чье нахождение за рулем может представлять опасность для окружающих. Это не обязательно означает, что медсправку должны проверять на каждом углу. Современные технологии позволяют организовать информационное взаимодействие между медиками и стражами дорог, чтобы в ГИБДД точно знали, кому выдавать права, а кому - ни в коем случае.
Презумпция здоровья
Существующая в России система медицинского освидетельствования водителей достаточно уникальна. В большинстве стран для допуска к экзаменам и получения водительского удостоверения водителю достаточно задекларировать, что он не имеет проблем со здоровьем, препятствующих безопасному управлению транспортными средствами. Если же в последующем выяснится, что такие проблемы были, но водитель об этом умолчал, то аннулирование водительского удостоверения — это самое безобидное последствие для обманщика. Даже если водитель не успел натворить бед, ему грозит как минимум огромный штраф. Если же по его вине произошло ДТП, то могут и привлечь к уголовной ответственности.
В тех странах, где декларации недостаточно, вся проверка зачастую сводится к простейшему тесту на остроту зрения. Например, в Великобритании прямо по пути к экзаменационному автомобилю экзаменатор может попросить будущего водителя прочитать номер машины, стоящей поодаль. И столь незамысловатый подход оказывается эффективным.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|