Как мы уже рассказывали читателям в прошлых публикациях (см. АР № 12, 1995), автомобильные холодильники работают на специальных термоэлементах, батарея которых используется в качестве источника холода. Реагируя на напряжение, термоэлемент преобразует электрическую энергию в тепловую, интенсивно охлаждаясь с одного полюса и нагреваясь с другого. Если соответствующим образом организовать распределение тепловых потоков, то термобатарею можно заставить работать и как холодильник, и как нагреватель. Эффективность работы всех полупроводниковых автомобильных холодильников приблизительно одинакова: при потребляемой мощности до 70 Ватт они в состоянии обеспечить 25-градусный перепад между температурой наружнего воздуха и внутреннего объема рабочей камеры. Получается, что если салон автомобиля нагрет до 30С, в холодильнике будет всего 5С — вполне достаточно для охлаждения напитков или продуктов. В режиме нагрева такое устройство может обеспечивать температуру до 60С. Основное отличие холодильника Comfort от устройств аналогичного типа — конструктивное исполнение. Comfort — холодильник встраиваемый, то есть рассчитанный на "постоянную прописку" в салоне автомобиля.
КАК ЕГО УСТАНАВЛИВАЮТ?
Мест для оазиса прохлады в салоне легкового автомобиля может быть два. Первое — между спинками передних сидений. Корпус холодильника в этом случае превращается в подлокотник. Второе — багажник. С помощью рамы, которая входит в комплект, холодильник жестко закрепляется на спинке заднего сиденья со стороны багажного отсека, а в самой спинке вырезается крышка-лючок. Если сзади вы перевозите двух пассажиров, лючок послужит удобным подлокотником-столиком, а в убранном состоянии освободит место для еще одного члена экипажа. На тех автомобилях, где доступ в багажное отделение из салона предусмотрен конструкцией (таковым, например, является ВАЗ-2110), "хирургических" мероприятий не требуется. Правда, вне зависимости от конструкции спинки, нужно обеспечить забор менее нагретого воздуха из салона, для чего в полке перед задним стеклом высверливается отверстие. Снаружи оно закрывается декоративным дефлектором и с помощью гофрированного шланга соединяется с холодильником.
После установки холодильного агрегата интерьер вазовской "десятки" не претерпел никаких изменений
Так холодильник Comfort выглядит "с тыла". К сожалению, некоторым полезным объемом багажника пришлось пожертвовать
Понятно, что холодильник "съедает" часть объема багажника (см. фотографии), но зато не лишает водителя возможности разложить заднее сиденье. Режимами работы управляет одна трехпозиционная клавиша на отдельном (не закрепленном на холодильнике) выключателе: "охлаждение" (горит зеленый светодиод), "нагрев" (красное свечение) и "промежуточное положение" — холодильник выключен. Установить переключатель можно в удобном месте передней панели или центральной консоли.
Замеры температурного режима в салоне и холодильной камере мы производили с помощью цифрового термометра, имеющего выносной датчик
Надо отдать должное разработчикам: Comfort отлично вписывается в интерьер "десятки" и выглядит очень добротно. Такая штуковина будет прекрасно смотреться в салоне любого автомобиля, будь то отечественная Lada или дорогая иномарка. А какое впечатление холодильник-бар производит на ничего не подозревающих пассажирок! Здесь главное — терпение, ибо сокрушающий удар нужно наносить только тогда, когда измученная жаждой спутница жалобно попросит остановиться у ларька с Кока-Колой. Ваш звездный час настал! Недоверчивым движением она откидывает подлокотник, в ожидании подвоха тянет пальчиком за рукоятку... Эффект убийственный! Мало того, что Comfort засияет внутренней подсветкой, он еще проиграет негромкую мелодию. Звуковой аккомпанемент, кстати, убедительно напоминает об открытой дверце и необходимости беречь драгоценную прохладу.