Потянет ли новая электромеханическая лебедка Ралли производства саратовского завода Солитон против аналогичного изделия от именитой американской фирмы Warn?
Конечно, соперника для российской новинки мы выбрали более чем серьезного. Ведь Warn выпускает лебедки для внедорожников более полувека и давно пользуется авторитетом среди заядлых искателей внедорожных приключений. Испытывать лебедки решили в полевых условиях. «Испытательным стендом» стал подержанный Range Rover со специальным подрамником вместо переднего бампера, на который мы поочередно устанавливали Warn и Ралли. Кстати, американская фирма рекомендует выбирать лебедку так, чтобы ее тяговое усилие в полтора раза превышало полную массу автомобиля. Поэтому и отечественная лебедка, тяговое усилие которой эквивалентно 3500 килограммам, и выбранный нами американский аналог Warn с эквивалентом силы тяги в 3600 кг отлично подошли для тяжелого внедорожника. Работа с российской лебедкой началась с разочарования. Пульт дистанционного управления сделан в лучших традициях отечественного ширпотреба: из жесткой пластмассы и с незамысловатой кнопочкой на торце. То ли дело пульт Warn! Изготовленная из жесткой резины рукоять не выскользнет из руки даже под проливным дождем.
И даже если пульт упадет, не страшно. Тумблер включения электродвигателя с двух сторон закрыт предохранительными ребрами, которые полностью исключают самопроизвольное срабатывание лебедки. Итак, моделируем тяжелую внедорожную ситуацию: наш Range Rover застрял на подъеме, и втащить его наверх может только лебедка. Теперь надо закрепить трос за какой-нибудь «якорь». Но вот беда — двенадцатиметровый трос саратовского изделия коротковат. А если на барабане оставить хотя бы витков пять (чтобы под нагрузкой трос не вырвало из заделки), то радиус действия лебедки будет и вовсе лишь чуть больше 10 метров. А вот американская лебедка с куда более длинным тросом без проблем поможет зацепиться и за дерево, стоящее в 30 метрах от машины. Закрепили трос?
Теперь заводим двигатель автомобиля, чтобы генератор помогал батарее питать электромотор лебедки, и включаем тягу. Наш Range Rover ползет вверх, но... Если на подрамнике стоит Ралли, то подъем происходит очень медленно, по сантиметрам. Дело в том, что прародителем Ралли была лебедка Бурлак, созданная в Саратове по заказу МЧС. Основным ее назначением была отнюдь не эвакуация застрявших внедорожников, а растаскивание завалов на месте катастроф. И для того, чтобы тяжелые плиты поднимались лебедкой плавно и не разрушались от рывков, саратовские конструкторы решили использовать редуктор с очень большим передаточным отношением, который без изменений и перекочевал с Бурлака на более легкую «гражданскую» лебедку. Зато благодаря «медленному» редуктору потребляемый ток у Ралли невелик. И вот Range Rover стоит на вершине подъема. Но стоит выключить электромотор солитоновской лебедки, и автомобиль тут же покатится обратно! Эх, зря саратовские конструкторы не поставили на свое детище хотя бы несложный храповой механизм, который препятствовал бы разматыванию троса под нагрузкой. А вот заокеанский Warn вытягивает машину в пять раз быстрее! И при выключении электродвигателя стопорит трос специально предусмотренным механизмом. Правда, нагрузки на бортовую электросеть автомобиля при работе американской лебедки намного выше. Однако действительно большой ток Warn потребляет лишь при нагрузке, превышающей 2—2,5 тонны. Такие усилия лебедка развивает, втаскивая Range Rover по снежной целине глубиной в полметра на подъем крутизной в 20 градусов! К тому же, стоит в помощь лебедке включить первую пониженную передачу и заставить автомобиль подгребать колесами — и усилие вовсе снизится до тонны.
Простенький пульт управления российской лебедки (вверху) изготовлен из дешевой пластмассы. У американской лебедки (внизу) пульт сделан из плотной резины и имеет боковые ребра, которые исключат самопроизвольное включение
Один из серьезных недостатков саратовской лебедки — отсутствие изоляции на питающих проводах
Словом, американское изделие выигрывает у саратовского практически по всем параметрам. Думаете, мы придираемся? Ничуть. Возьмем, к примеру, направляющие для ровной укладки троса на барабан, которыми оснащены обе лебедки. Если Warn снабжен вынесенными вперед большими роликами, которые четко справляются со своей задачей, то маленькие колесики отечественной лебедки оказались практически неработоспособными. К тому же, на Солитоне даже не удосужились заизолировать провода, которые подходят к электродвигателю, и хоть как-то защитить контакты от попадания влаги. Правда, у солитоновской новинки есть одно бесспорное преимущество. Это цена. Ведь Ралли более чем вдвое дешевле американской лебедки! Поэтому можно четко определить круг покупателей саратовского изделия: это владельцы УАЗов или подержанных импортных внедорожников. Платить за породистый и качественно сделанный Warn практически треть стоимости всего автомобиля им нет никакого смысла. А самостоятельно изолировать оголенные контакты владельцам отечественной техники не привыкать... Впрочем, малая сила тока, которую потребляет саратовское изделие, для бортовой сети таких машин предпочтительнее. А если у Солитона хватит сил немного усовершенствовать конструкцию своего детища (удлинить трос и добавить стопорное устройство), то отношение покупателей к российской лебедке станет куда менее «натянутым».
Д. ШЕВЦОВФото автора
Справка АР. Электромеханическую лебедку Warn предоставил на тест Клуб 4x4, Телефон: (095) 140-13-05.
Включен электродвигатель, растут сила тяги и потребляемый ток... При усилии 1200 кг Range Rover начинал подтаскивать к динамометру сам себя. Пришлось «якорить» машину тяжелым КамАЗом
Эксплуатационные характеристики электромеханических лебедок(результаты измерений Авторевю)
ЭЛА-3500 Ралли
Warn X8000i
Усилие, кг
Потребляемый ток, А
500
26
60
1000
32
68
1500
38
104
2000
52
150
Скорость тяги, м/мин
1,08
5,76
Технические характеристики электромеханических лебедок(данные производителей)