Служба скорой помощи водителю автомобиля
Усталость.
САМАЯ ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ТЕЛА У ВОДИТЕЛЯ -- ГОЛОВА. В НЕЙ НАХОДИТСЯ МОЗГ, КОТОРЫМ ОН РЕШАЕТ, КУДА ЕХАТЬ, ГЛАЗА, КОТОРЫМИ ОН ВИДИТ ДОРОГУ, УШИ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ СИГНАЛОВ, А ТАКЖЕ РОТ И НОС, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ОН ДЫШИТ. ПОЭТОМУ ЛЕКЦИЮ О ВРЕДЕ АВТОМОБИЛЯ МЫ НАЧНЕМ С БОЛЕЗНЕЙ ГОЛОВЫ И ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.
Головная боль -- увы, весьма частый попутчик автомобилиста. Как свидетельствует медицина, боль в затылке, теменных областях, "ощущение каски" возникают, как правило, ближе к вечеру. Основных причин "водительской мигрени" несколько. Например, неправильная посадка -- многие любят практически лежать в кресле, опустив подбородок на грудь, -- при таком "подвешивании головы" напрягаются мышцы основания черепа и скальпа, что приводит к головной боли.
Еще одна причина -- перенапряжение зрительного анализатора. Говоря обыденным языком, есть шесть мышц, которые "крутят" глаз. Мелькание света и тени, мельтешение четок, "елочек" или чертиков, подвешенных на внутрисалонное зеркало, необходимость расширять и сужать зрачок, когда смотришь то на дорогу, то на приборы, сами приборы с красной подсветкой, от которой, кстати, отказывается все больше автопроизводителей, разная степень затемненности лобового и боковых стекол плюс дешевые пластмассовые очки -- все это расходует запас мышечной энергии и вызывает головную боль.
Наконец, третья причина -- неблагоприятный микроклимат в замкнутом пространстве. Пыль, которая летит из дефлекторов, когда мы включаем вентилятор, подсос угарного газа, пары метанолосодержащего омывателя, табачный дым... Курить и на свежем-то воздухе не шибко полезно. В салоне же сигарета тлеет, горение происходит при более низкой температуре, а значит -- выделяются продукты неполного сгорания. Аналогия: хорошо отрегулированный двигатель вырабатывает углекислый газ и воду, если топливо сгорает не полностью, выделяются CH, CO и прочая гадость. Результат -- головная боль. Кстати, добавить ее может и кондиционер. Последний сушит воздух, уничтожая легкие ионы, полезные для организма. Их недостаток приводит к утомляемости, вялости и т.п.
Голова может болеть и утром, до посадки за руль. Речь о похмелье, которое наука именует абстинентным синдромом. Заводя в таком состоянии машину, вы рискуете нанести вред не только голове, но и, хуже того, внести дисфункцию в работу всего организма. Если пятьдесят граммов способны вас вылечить, то опохмелиться надо обязательно -- в конце концов, в практике гибдэдэшных наркологов есть формулировка "алкоголь в крови определяется, но признаков опьянения нет".
Поражения глаз. Звучит жутковато, но суть отражена правильно. Даже если во время поездки вы не увидели ничего "поразительного", вышеописанные напряжения глазных мышц плюс пыль и дым очень быстро приводят к конъюнктивитам и аллергическим воспалениям соединительной оболочки глаза. Достаточно посмотреть в зеркало, чтобы обнаружить лопнувшие сосуды, а еще многим автомобилистам знакомы жжение и даже "чувство инородного тела" -- как будто в глаз попала соринка.
Следующий диагноз -- воспаление наружного, среднего и внутреннего уха. Из этого вовсе не следует, что ушей у человека шесть или что у каждого выступающего наружу органа есть внутренний аналог -- например, "внутренний половой член". Тем не менее человеческое ухо устроено несколько сложнее, чем мы думаем, и навредить ему можно не только глупостями, которые говорит гаишник или банальным сквозняком. Не меньше вредит и громкая музыка, особенно с усиленными басами. Отдельной группой стоят заболевания, которые мы привыкли называть "простудой". Это синуситы или воспаления придаточных пазух, например, гайморит.
Всевозможные ОРЗ -- воспаления слизистых оболочек глотки, гортани и т.п. И как вершина беспечности -- воспаление легких. Причины очевидны -- это разница между температурой воздуха в салоне и на улице. Садится ли летом вспотевший человек в кондиционируемый салон или зимой выскакивает легко одетым из натопленной, как баня, машины на мороз -- результат одинаковый. К слову, высушивая слизистую оболочку верхних дыхательных путей, кондиционер снижает их защитную функцию.
Отдельной строкой упомянем легочные отравления. Ведь, по статистике, концентрация в воздухе над московскими дорогами взвешенных веществ превышает норму в 3--5 раз, паров топлива -- в 20--80 раз, бензола, толуола -- в 2--7 раз, окислов азота и углерода -- в 5--25 раз. Вопреки убеждению, что водитель сойдет с ума быстрее, чем пешеход, медицина не наблюдает зависимости между временем нахождения за рулем и риском психических заболеваний. Скорее наоборот -- недавно медики выяснили, что умственная деятельность идет гораздо интенсивнее у пассажиров, чем у водителей, и автоматизм при вождении автомобиля -- это своеобразная защитная реакция организма от перенапряжения. Однако и на сей счет расслабляться едва ли стоит. Другие медики пришли к выводу, что резкие торможения с большой скорости, при которых головной мозг по инерции давит на стенки черепной коробки, рано или поздно приводят к болезни Альцгеймера или, как ее еще называют, "предстарческому слабоумию", и посему водитель-экстремал может легко пересесть из "Рекаро" в кресло инвалидной коляски.
Профилактика сидя за рулем - голову старайтесь держать прямо, а когда отдыхаете или спите, избегайте мягких кроватей и высоких подушек.
- Очень полезен массаж шеи, сделанный умелой рукой;
- снимите предметы, подвешенные на внутрисалонном зеркале заднего вида, удалите тонирующую пленку с водительского стекла и дырчатые шторки с заднего;
- солнцезащитные очки должны быть обязательно с качественными линзами;
- находясь в спокойной обстановке, попробуйте потренировать глаза: несколько раз перефокусируйте взгляд с предмета, который расположен вдали, на предмет, который находится рядом;
- не забывайте вытряхивать пепельницы, вытирать пыль с торпедо, чаще пылесосить салон;
- принимая таблетки от головной боли, аллергии и прочих недугов, убедитесь, что они не противопоказаны при управлении автомобилем;
- избегайте постоянно включенного кондиционера -- создавая комфорт, он может вредить здоровью;
- не включайте громко музыку, уберите до минимума басы;
- не стесняйтесь находиться за рулем в головном уборе -- лучше прослыть "чайником", чем стать инвалидом;
одеваться следует "для улицы", а не "для машины";
- не открывайте в машине больше одного окна, тем более избегайте одновременно открывать окна, расположенные по диагонали;
- лучше опохмелиться и поехать на такси, чем садиться за руль в состоянии абстинентного синдрома;
- обнаружив, что вы не помните марку своей машины, не различаете ее цвет и едете по левой стороне дороги, срочно обратитесь к врачу: вышеописанная симптоматика может свидетельствовать о болезни Альцгеймера.
Усталость.
Появившаяся при длительной езде усталость делает управление автомобиля небезопасным. У усталого человека возрастает время реакции, наступает расстройство внимания, ослабление воли, сонливость и другие психофизические нарушения. Из всех нежелательных последствий усталости наиболее опасна сонливость. Внешние проявления усталости у каждого водителя резко индивидуальны. Так, например, испытывая приступы сонливости в состоянии покоя в любое время суток, я не чувствую никакого намека на сонливость за рулем. Мало того, ранее появившееся желание заснуть у меня исчезает без следа, как только приходится начинать движение. Каждый водитель должен "слушать" свое состояние и вырабатывать способы его поддержания на приемлемом уровне. Но в общих чертах эти способы нужно назвать.
Во-первых, во время длительной поездки не надо вести автомобиль до появления первых заметных признаков усталости. Хотя бы кратковременно, но отдыхать надо раньше, чем они могут появиться, иначе потом полностью восстановить свое самочувствие во время короткого отдыха не удастся. При длительной поездке кроме обеда и ужина необходимы один-два продолжительных отдыха, которые лучше устраивать в стороне от дороги, чтобы не тревожил шум проезжающих автомобилей и при желании можно было бы подремать.
Во-вторых, следите за температурой и притоком в салон свежего воздуха. При первых признаках, что вас "разморило" меняйте режим работы отопителя и направление воздушного потока из дефлекторов. Меняйте также положение тела при посадке, время от времени находите другое, но такое же удобное.
Даже на кратковременных остановках выходите из машины, разомнитесь, помашите руками и покрутите головой, чтобы размять шею. В пути старайтесь не скучать, разговорите своих пассажиров, выпейте кофе или чаю, послушайте бодрую музыку, а если никого с вами нет, не повредит и самому заняться вокалом.
Другие статьи по теме:
Азбука Световой Сигнализации
Присадки
Если сломался сигнал
Какие автомобили выпускает ТагАЗ?
Источник: http://avtotrans-m.ru
|