Гиподинамия
НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ..!
НЕ РАЗБИРАЕТСЯ..!
НЕ ЕДЕТ!..
НЕ ТОРМОЗИТ!..
Вот вы, смахнув невольную слезу, отправляете свое авто на зимний отдых - в гараж. А каким оно выкатится весной? Да и выкатится ли...
НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ..!
... Каждую весну водители-подснежники отмечают традиционными ритуалами. Первый - реанимация "слипшейся" муфты сцепления. Чего только не говорят, не советуют - вплоть до съема с машины самой муфты! (Представльте, например, какой это "подарок" для владельца "Жигулей"!)
"Слишпаяся" муфта постоянно включена. Как ни дави на педаль - не выжмешь. Помогая в таких случаях друзьям, знакомым, незнакомым, я всегда пользовался своей "технологией": сажусь за руль, включаю вторую передачу, зажигание... - и хозяин с приятелями толкает машину, пуская мотор. А я жму на педаль сцепления - и качусь по буграм и ямам, и прибавляя газ, и сбрасывая. Через минуту-другую ведомый диск освобождается - сцепление работает, как ни в чем не бывало.
... Больше года моя "шаха" отдыхала во дворе в ожидании покупателя. Наконец, нашелся энтузиаст. Ударили по рукам, я притащил подзаряженный аккумулятор. Мотор завелся легко. Но не выжмешь сцепление, не включишь передачу - скрежещет! Ладно, думаю: подходящий пустырь рядом! Заведя мотор "с хода", изобразили автокросс - и ждем: сейчас расклеится, сейчас отпустит... Минут через 20 понял: не расклеится и не отпустит! Надо лезть в муфту...
Покупатель - механик что надо. Играя "газом", включал передачи без выжима сцепления. Кое-как получалось. С тем и уехал. А на утро сообщил следующее. Муфта мучила его почти 60 км, а потом пришла в норму. Обошлось без разборки. Но кто скажет, насколько сократилась жизнь коробки передач? Кстати, тот, кто ездит постоянно, с этой бедой не сталкивается. Но намертво обездвиживаться могут и детали многих других узлов. Из-за коррозии.
НЕ РАЗБИРАЕТСЯ..!
Влетев в яму, погнул я на "шахе" нижний рычаг подвески. Надо менять. Заехал на эстакаду (рядом с проходной завода). Коллега-умелец помогал. И все шло как по-писаному, пока не отвинтили гайки крепления оси нижнего рычага. Сейчас, думаю, снимем, поставим новый... А не тут-то было! Ось сидит на болтах, будто приваренная! Попробовали расшевелить монтажкой... Безуспешно. Нажали ломиком подлиннее... Ура, пошла!
"Куда пошла? - комментирует умелец, - гляди!" И тычет пальцем в торец поперечины - это он "пошел"! Мнется. А ось ни с места.
Коллега предложил вбить клинья под ось. Но их еще надо сделать - и он исчез в проходной. Вернулся минут через 20. Вбивали клинья по-умному, возле болтов. Эффект? Он, конечно, был: поперечину помяли еще больше. И помощник отправился за паяльной лампой. Хорошо, что дальнейшее не попало в поле зрения пожарных: у нас на предприятии такое не прощают! Грели ось нещадно, мастика вокруг горела, мы гасили... Наконец, железяка сдвинулась, сошла с болтов. Судя по разводам побежалости, "жарили" ее градусов до трехсот!
Думаете, не бывает более захватывающих приключений? Когда на "копейке" соседа мы меняли верхний рычаг, неспроста набежало полквартала зрителей. А как иначе, если ось рычага будто сварилась с распорной втулкой. Попробовали выбить молотком - безуспешно. Влупили кувалдой - поняли, что кузов раскурочим. А втулку хорошо видно из моторного отсека, но "видит око, да зуб неймет!" Болгаркой не подберешься. Снова выручила паяльная лампа...
... Если долго не менять резиновые втулки в штангах задней подвески, результат "экономии" может сильно разочаровать. Болт, удерживающий наконечник штанги, может так "закисать" в стальной втулке, что разъединить по-хорошему невозможно. Особенно - в П-образных кронштейнах кузова, куда трудно залезть инструментом. Испробовав здесь слесарную пилу, вспомните героев, пиливших тюремные решетки! Тем было легче: впереди - пропасть времени... Болгаркой будет получше - конечно, если найдется электричество. А то снова - за паяльную лампу... Только пожарную команду лучше заранее вызвать: мастика под днищем, салон - все тут горит, прозеваешь - останешься без машины. Кстати, есть менее рискованное средство - специальные фены. Дорогие...
Закончим эту необъятную тему "закисшими" на посадочных поясках тормозными барабанами. Часто о них вспоминают, когда колодки уже не тормозят (например, "закис" еще и рабочий цилиндр). Книжная технология -завел мотор, включил передачу и тормози - неосуществима. А на переднеприводных машинах она вообще исключена. Смелые барабан "сбивают", попутно ломая, - силумин хрупок. Или стаскивают специальными съемниками. А "огнепоклонники" - все за ту же паяльную лампу.
Еще раз подчеркнем опасности "термической" технологии. Как минимум, повреждается защитное или лакокрасочное покрытие в радиусе досягаемости огня. После этого его нужно немедленно восстановить. Открытое пламя поджигает резиновые и пластиковые детали, а сильный нагрев металлических может вызывать их коробление или потерю механических свойств (пружины не греть!).
Вот почему тормозной барабан, с его большой массой и теплоемкостью, нагреваем постепенно, равномерно, с разных сторон и не слишком сильно. Как правило, достаточно температуры чуть выше 100°С: нажмешь, он скрипнет... да и покинет свое место. При сборке машины не забудьте нанести на посадочный поясок графитную смазку!
НЕ ЕДЕТ!..
"Копейке" на сервисе заменили двигатель. Новый ВАЗ-2103 по сравнению с изношенным, да еще малого литража, сначала показался зверем. Но позже закралось подозрение, что мотор все же не отдает всей мощности, как будто его что-то душит. Хозяин стал искать причину. Проверил, как водится, все - от зажигания до фаз газораспределения. Всюду порядок, а машина не едет. Наконец, заметил существенную аномалию в поведении мотора: даже при полностью нажатой педали газа почему-то не детонирует! Загонишь угол опережения зажигания повыше - вообще перестает тянуть, но все равно не детонирует. Регулятор опережения в порядке... Тут-то и заподозрил "нелады" со вторичной камерой карбюратора: что если ее дроссель не открывается? С пневмоприводом "Озона" это вполне возможно. Тогда наполнение цилиндров смесью пониженное - вот и нет детонации. Все "по науке".
Проверил - и... вот она, радость прозрения! Дроссель действительно заело, да так, что еле-еле удалось расшевелить. Возможно, мотор (или карбюратор) долго хранили на складе не в лучших условиях. Дроссель "закис" - пневмоприводу не по зубам.
Нужно ли рассказывать, как полетела машина после устранения дефектов! Можно привести примеры и других простейших нарушений, снижающих мощность мотора. Например, не работает уже упомянытй центробежный регулятор опережения зажигания, - заело на осях механизм с грузиками. Надо расшевелить, очистить, смазать.
А вот самое дорогостоящее из возможных последствий "спячки". В это время ржавчина может добраться до цилиндров двигателя, поршневых колец, клапанов. Теперь мотор, даже если заводится, уже не тот!
НЕ ТОРМОЗИТ!..
... Стоит машине слегка состариться - и вот уже иной хозяин дрожит при одной мысли о техосмотре. Уж он-то знает слабые места автомобиля. Теперь, чтобы остановиться, приходится всей силой давить на педаль. И, к тому же, тянет машину в сторону. Чем тут помочь? Разве напомнить о некоторых причинах происходящего. Коррозия чаще всего повреждает узлы снизу машины. Например, трос "ручника" некоторые автовладельцы меняют после каждой зимы. Нередко подводит и "закисший" регулятор тормозных сил, способный оставить машину без задних тормозов, а при "диагональных" контурах еще и вызвать неравномерность тормозных сил справа и слева. Неисправный регулятор лучше всего заменить новым.
Ничуть не реже тормоза подводят из-за неисправностей в рабочих (колесных) цилиндрах. В новых трение поршней и их уплотнений ничтожно по сравнению с силами давления жидкости. Чтобы хорошо прижать колодки к дискам (барабанам), не нужно гнуть педаль. Тормозные силы слева и справа практически одинаковы. Результат - отличное торможение.
А если поршни намертво заест в цилиндрах - так, что и при максимальном давлении жидкости они неподвижны? Как ни упирайся, они не работают. Ну, а если коррозия держит поршни, но при достаточно большом усилии на педали они все же сдвинутся? Правильно, машина тормозит, но слабее, чем надо - ведь часть давления жидкости уйдет только на борьбу с трением поршней в цилиндрах. При этом могут быстрее изнашиваться тормозные диски, барабаны, колодки - большое трение не позволяет поршням четко растормаживаться - и колодки придерживают машину. (Побочные эффекты - снижение скорости, увеличение расхода топлива.)
Наконец, вспомним, что каждый поршень "несчастен" по-своему - один заело сильнее, другой слабее... Это значит, что с ростом усилия на педали сначала сдвинется более свободный поршень, потом более тугой и... Машину будет тянуть в ту сторону, где поршень движется свободнее.
Значит, в случае серьезных сомнений, лучшее решение - замена тормозных цилиндров. Более экономные решения сложны и часто неэффективны. А стоит ли шутить с тормозами?!
Автор текста: Слесарев Виктор
Другие статьи по теме:
Монтаж шины на обод
Стоит покупать автомобиль в кредит
Сюрпризы переднего привода
Автомобильные кондиционеры
Источник: http://avtotrans-m.ru
|