В чем особенность лесовозной дороги
Лесовозная дорога – это дорога, которая служит для вывозки с делянки хлыстов и сортиментов на склад перерабатывающей продукции леса, а также временного хранения. Лесовозная дорога может быть грунтовой, автомобильной и железнодорожной. Как правило, основной объем заготовленного леса вывозится с помощью лесовозов по автомобильной лесовозной дороге. Это так называемые «бегунки» - КАМАЗы, МАЗы и т.п. без прицепа, фискарсы, автомобильные тягачи с прицепами. Щепа, короткомер и другие древесные остатки вывозятся контейнерными автопоездами. При возможности в делянку проводят узкоколейку, прорубая специальные «усы» и лесовозный поезд вывозит на сцепах хлысты и деревья из делянки. Железная лесовозная дорога обеспечивает вывозку и сортиментов, для этого предусмотрены специальные платформы. Трелевочная техника вывозит заготовленную древесину по грунтовке к нижнему складу, но достаточно редко.
Лесовозная дорога для вывозки заготовленной древесины может быть постоянной, то есть вывозка выполняется круглогодично, сезонной – в определенные месяцы года, и временной, то есть на время действия лесовозных усов. Постоянная лесовозная дорога – это грузосборочная дорога, которая служит для вывозки леса нескольких лесозаготовительных пунктов. Каждая лесозаготовительная компания вывозит и складирует лес к перегрузочным пунктам, которые, как правило, располагаются у трасс. Следующий этап – вывозка древесины к пункту примыкания дороги со складируемым лесом. Здесь лесовозная дорога имеет определенный участок для вывозки, который поддерживается лесосырьевой базой. Обслуживаться лесовозная дорога может в течение всего заготовительного времени или, по крайней мере, большей ее части. Древесину могут вывозить к «ветке», так называемому ответвлению от автомобильной магистрали, которая также поддерживается лесосырьевой базой на весь период лесозаготовки и может существовать несколько лет. Лесовозная дорога по веткам действует определенные сроки, эти сроки определяются размерами заготовительных лесных площадей, а также сроками их освоения. При интенсивной рубке расстояние между ветками может достигать от 2 до 3 км, в богатых лесом районах – от 4 до 6 км.
Сезонная лесовозная дорога служит для вывозки леса в летний и зимний период. Зимой лесовозная дорога, как правило, служит для освоения делянок в заболоченной местности и слабых грунтах, так как летом для техники эти труднодоступные места. К грузовикам используемым на сезонных дорогах предъявляются повышенные требования, помимо грузоподъемности у них важна еще и проходимость. В этом плане очень выгодно смотрятся современные грузовики марки КАМАЗ, так как эта компания постоянно совершенствует надежность и ходовые качества своей техники. У этой компании даже есть своя постоянная спортивная команда КАМАЗ-Мастер http://www.redbull.com/ru/ru/motorsports/offroad/athletes/1331682118188/kamaz участвующая в ежегодном ралли Париж-Дакар. Это ралли по пересеченной местности на скорость и выносливость, служит одним из лучших тестовых полигонов для проверки качества, надежности и эффективности технических решений, которые позже внедряются в серийное производство.
Зимняя лесовозная дорога поддерживается лесозаготовителем на весь период лесозаготовки и может составлять от одного до нескольких сезонов. Подготовка к «зимнику» начинается летом, когда проводится грубая планировка намеченной площади. При первых заморозках сырые участки выкладывают «лежневкой» – настил из тонкомера и сучьев. Настил уплотняется несколькими проездами трактора. Более сырые участки зимних дорог намораживаются. Покрытие зимников – это прикатанный снеговой или ледяной слой. Места для зимников – водоразделы и поймы рек. Лесовозная дорога, предназначенная на короткое время, это лесовозные усы, которые прокладываются для вырубки отдельных делянок, они, как правило, примыкают к магистрали или к ветке. Такая дорога эксплуатируется не более одного года.
Автомобильная лесовозная дорога (постоянная) также подразделяется и по типу покрытия. Это зависит главным образом от интенсивности грузоперевозок в течение года. Дорога повышенного внимания имеет более качественное капитальное покрытие, дороги более низких категорий имеют следующий тип: гравийный, щебеночный и улучшенный грунтовый. Лесовозная дорога для сбора груза имеет асфальтное покрытие или железобетонное. Применяемые материалы для автомагистралей – щебень и гравий, наряду с которыми могут применяться некоторые органические вяжущие материалы и минералы.
Транспортная сеть лесозаготовителя – это одна магистраль, несколько веток и многочисленные усы. В горах, для вывозки леса применяется лишь автодороги. Трасса лесовозной дороги планируется в зависимости от условий гор, строится по долинам, склонам и пологим водоразделам, при этом учитывается уклон дороги. Покрытие горных дорог – гравийное или щебень (ветки и магистрали); усы – грунтовка или грунтово-щебеночное.
Горная лесовозная дорога, в зависимости от интенсивности эксплуатации, подразделяется на несколько категорий. Дорога для вывозки леса может использоваться и для лесохозяйственных целей и для лесохимического сырья. Лесозаготовителя обязаны содержать лесовозные дороги, согласно правилам отвода делянки на корню. Когда срок вывозки леса истек, дороги передаются в надзор лесхозам.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|