Toyota HMV BXD10
Даже если вы остановите на улице десять тысяч прохожих, вряд ли хоть один из них сумеет вспомнить название этой машины. Зато знатокам военной техники и внедорожников Toyota HMV BXD10 хорошо знакома, ведь это японский ответ американскому HMMWV, более известному как «Хаммер». и нам удалось прокатиться на этом чуде.
В Японии этот автомобиль начали производить примерно тогда же, когда в московском Белом доме рвались танковые снаряды, в 1993 году. Toyota HMV BXD10 часто называют Меда
Cruiser, хотя это и не совсем правильно: «Мегакрузером» нарекли гражданскую версию, которую так и не начали толком выпускать. Потенциальный конкурент Hummer Н1 разошелся тиражом в несколько сотен штук и стал частью истории на заре XXI-го века.
Наша - военная - версия снабжена суровым солдатским индексом BXD10, съемной тканевой крышей и массой интересных, а иной раз и неожиданных технических решений. Каких именно? Перечислять можно долго: независимая подвеска (причем, впереди стоят торсионы), портальные мосты, тормозные диски, установленные рядом с главными редукторами, полуметровый дорожный просвет уже в штатной версии. Чего стоит одна лишь конструкция стеклоподъемников - ручка в виде шара, которую надо двигать вниз или вверх и фиксировать в специальных пазах. Экзотика! А ведь это только начало. Еще больше открытий чудных мы сделали, прокатившись на этой машине. Но прежде пару слов о размерах. Японский Toyota HMVBXD10 не просто похож на американский HMMWV внешне, он и по размерам почти такой же. Даже крупнее, причем, в длину - на порядочные тридцать сантиметров. Ну а теперь -открытия.
Открытие №1. по литру
Такие автомобили очень интересно изучать: тут почти каждая деталь хоть в чем-то да отличается от подавляющего большинства гражданских аналогов. То есть, с виду это просто автомобиль, пусть угловатый и болотного цвета, но начнешь присматриваться и удивляешься почти каждой мелочи. Открываешь защелки, расположенные рядом с передними стойками, собираешься с силами, чтобы поднять капот и... У такой большой и железной машины он, оказывается, сделан из легкой и гибкой пластмассы. А что - и стоит подешевле, и вес поменьше: масса HMV BXD10 почти три тонны -каждый килограмм на счету. Из этих же соображений отсутствует привычный для серьезных джипов усиленный бампер или кенгурятник, но если в нем возникнет необходимость, его можно приобрести в специализированном магазине, например https://tuningcars.com.ua/kengurjatniki/ и установить, тем более что крепления для кенгурятника и для лебедки на HMV BXD10 уже имеются.
Машина, даром что смотрится «джипом», по ряду параметров ближе к грузовой технике. Например, дизельный мотор знаменитой серии «В»: рядный, четырехцилиндровый, но при этом объемом 4.1 литра. То есть, каждый «горшок» примерно вдвое больше, чем у легковушки -литр с копейками! Кстати, точно такой же двигатель в свое время ставили на автобусы Toyota Coaster. Вот и компоновка задней части салона в BXD10 ближе как раз к общественному транспорту.
Открытие №2. без излишеств
Есть известный парадокс, знакомый каждому, кому был интересен Hummer Н1. Этот полувоенный красавец выглядел в городе как крейсер среди речных трамвайчиков, а бесконтактный проезд на нем по московским переулкам всегда был сродни искусству нинд-зя. Но при этом внутри машины более чем двухметровой ширины было тесно, как в малолитражке! Виной всему - колоссальный трансмиссионный тоннель, который напоминал Великую китайскую стену, причем в натуральную величину. В общем и целом, в Toyota BXD10 ситуация похожая: чтобы получить дорожный просвет в полметра, среди прочего пришлось проложить элементы трансмиссии фактически в салоне. По краям циклопического центрального тоннеля расположены сидения переднего пассажира и шофера.
Что до эргономики и удобства - ведь не сравнивать же эту штуковину с Cadillac Escalade, правда? Ну а раз так, то за рулем сможет усесться даже достаточно упитанный водитель. Руль сдвинут в сторону настолько, что первое время при маневрировании кажется, что вот-вот заденешь костяшками правой кисти металлическую обшивку двери. На всякий случай уточним, что руль у Toyota BXD10, как и положено настоящему японскому автомобилю, - справа. Продолжаю: «На передней панели расположен 9-дюймовый цветной жидкокристаллический сенсорный дисплей...». Простите, ошибся - укачало. Здесь есть только спидометр, несколько основных приборов и немного лампочек.
Под левой рукой водителя рычаг автоматической трансмиссии, на котором помимо стандартного набора «драйв», «реверс» и «паркинг» есть положения «L» и «2». «Богато», правда? В задней части кузова десантный отсек, который существенно выше, ведь пол тут находится поверх трансмиссионного тоннеля. Вдоль стенок - лавки, они, судя по их форме и расположению, никогда не знали прохладной, простите, задницы манекена для краш-тестов. На войне как на войне.
Открытие №3. все четыре
5,6 - угадаете, что это за величина? Радиус разворота Toyota BXD10, выраженный в метрах. И это у здоровенного пятиметрового внедорожника?! Ведь даже у Land Rover Defender он ощутимо больше. Дело в том, что «Деф» не оснащен системой 4WS, которая делает машину полноуправляемой. Да, именно так, после поворота руля поворачиваются не только передние колеса, но и задние. И не на какие-нибудь жалкие пару градусов, а очень даже основательно. Так что развернуться на этом монстре в условиях ограниченного пространства не так сложно, как можно подумать. Правда, полноуправляемый внедорожник выписывает при этом непривычные гражданскому водителю траектории, нужно время, чтобы освоиться. Механизм поворота задних колес приводит в действие непростая система тросов.
Вырулив, наконец, на дорогу, открываю газ. Понятно, что до сотни трехтонная машина со 170-сильным дизельным мотором старой японской школы разгоняется примерно за полминуты. Но с другой стороны, она, во-первых, действительно разгоняется до пресловутой сотни (заявленная максимальная скорость 130 км/ч), а во-вторых, делает это даже азартно. Если гражданские машины пытаются бодро рвануть вперед, но быстро «сту-хают», то здесь все иначе: BXD10 никуда не торопится, но и осаживаться не спешит. Скорость растет медленно, но неумолимо, кажется, что запас тяги бездонный.
Сворачиваем с асфальта на проселок и, не тормозя, влетаем в лужу глубиной примерно по колено. Узкое ветровое стекло залито мутной водой, все три дворника принимаются что есть мочи работать. Нет, у меня не троилось в глазах от тряски: подвеска отрабатывает любые неровности, просто их действительно больше, чем в обычной машине.
Открытие №4. полный комплект
Что касается битвы с бездорожьем, здесь у водителя военной «Тойоты» на руках все козыри. Понижающая передача в раздатке? Пожалуйста. Блокировки? Все три: межосевая, в заднем и переднем мостах - конечно же, стопроцентные, жесткие. Межколесные блокировки приводятся в действие последовательно: сначала задняя и уж потом передняя - так даже неподготовленный солдат сбережет трансмиссию. Дорожный просвет 46 сантиметров, при этом днище почти плоское, передний свес отсутствует вовсе, задний - чисто формальный. Даже весьма длинная база при огромном клиренсе и углах въезда/съезда не мешает преодолевать геометрические препятствия. Есть и система изменения давления в шинах на ходу, но на творческий подход к слабым грунтам она не рассчитана. Солдату думать некогда, ему нужно выполнить приказ, действуя по инструкции, поэтому давление автоматически снижается до одной атмосферы и также возвращается к стандартным 2.2 атм. По глубокому и плотному снегу машина идет уверенно, именно туда, куда надо. Особенно если включить все блокировки. Вот только резина попалась не под русскую зиму. Поэтому когда после двадцати минут беспечной езды по целине мы попали задним колесом в колею, то даже не сразу поняли, что произошло. От того и застряли: «неправильные» покрышки натерли под собой ледяные площадки, и военный внедорожник с полуметровым клиренсом и полным комплектом блокировок героически встал, сурово вращая здоровенными, но без толку буксующими колесами. В имевшейся ситуации самым разумным выходом стала «помощь друга» в виде организаторского пикапа Mazda ВТ-50 с динамической стропой. Для освобождения машину достаточно было слегка дернуть в сторону. Мы, конечно, застряли по неопытности -не каждый день приходится иметь дело с военной техникой, но была и чисто техническая причина - на тестовом экземпляре, как оказалось, не подключена система изменения давления в шинах. Снизив давление, мы бы наверняка выбрались сами. Правда, если бы нам удалось «усадить» Toyota BXD10 серьезно, то выбраться было бы проблематично. Во-первых, весит автомобиль как две легковушки, во-вторых, за обычным трактором типа «Беларусь» идти скорее всего было бы уже бесполезно. Потому что он сам трактор...
Буква закона
Согласно букве закона тестовая Toyota BXD10 переделана в снегоболотоход, на котором можно выезжать на дороги общего пользования, исключая автомагистрали.
Оформить его как полноценный автомобиль при нашем бюрократическом аппарате и уродливом законодательстве - задача, достойная супергероя, но абсолютно ненужная. Ездить на Toyota BXD 10 в городе радости не много, разве что купаться в лучах всеобщего внимания. А там, где такая техника действительно нужна, не стыдно числиться болотоходом. Одним словом, чтобы законно водить личный «Мега Крузер» в наших российских условиях потребуются «тракторные права», примерно 2,2 миллиона рублей и особые знания ПДД по части тракторов. Во всяком случае, так было на момент подготовки материала. Кстати, помимо проходимости и эффектной внешности на стороне японского военного вездехода еще и его диковинность: такие машины вживую у нас мало кто видел.
Источник: http://avtotrans-m.ru
|