Колесо – движитель транспортного средства (автомобиля), промежуточная между ступицей и пневматической шиной часть ходовой системы автомобиля. От качества изготовления, прочности и надежности колес в большой степени зависит надежность работы шин и безопасность движения.
Состоит из диска, несущего обод (наружную часть, на которую монтируют шину) и имеющего отверстия для крепления к ступице. Обод и колесный диск, как правило, соединены сваркой (разборное колесо) или выполнены как единое целое литьем, штамповкой (неразборное).
В основу классификации колес по видам (типам) положены типы применяемых на них шин. В зависимости от типа шины колеса можно разделить на колеса для камерных и для бескамерных шин. При этом на колеса для бескамерных шин можно монтировать и камерные шины.
В зависимости от конструктивных особенностей колеса классифицируют:
• по способу крепления колеса на ступице автомобиля – на дисковые и бездисковые (на легковых автомобилях не применяются);
• по числу колес, устанавливаемых на ступицу – на одинарные и сдвоенные. Для легковых автомобилей применяют одинарные колеса; сдвоенными колесами оснащают задние мосты легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости;
• по конструкции обода – на колеса с неразъемным однокомпонентным ободом, с разъемным двухкомпонентным ободом, с разъемным трехкомпонентным ободом;
• по конструкции диска – со штампованным, литым или кованым диском.
В зависимости от материала, из которого изготавливают колеса, их подразделяют на:
• стальные;
• из легких сплавов (легкосплавные);
• комбинированные – обод из стали, а диск из легкого сплава. Существуют колеса из композитных материалов, но их применение крайне редко.
Рис.1 Конструкция колеса:
1 – обод; 2 – диск; D – посадочный диаметр обода;А – ширина обода; В – ширина закраины обода; Р – ширина посадочной полки обода; Н – глубина монтажного ручья;L – вылет обода (ET); d – диаметр крепежного отверстия; d1 – диаметр расположения крепежных отверстий; d2 – диаметр центрального отверстия диска (PCD); t – толщина диска
В зависимости от расположения обода относи. тельно диска колеса могут быть:
а) с положительным вылетом L обода (Рис.2а) - колесо изготовлено таким образом, что продольная плоскость симметрии А обода смещена относительно привалочной плоскости диска к ступице автомобиля, т. е. в сторону продольной оси автомобиля;
б) с нулевым вылетом L обода (Рис.2б), когда колесо собрано таким образом, что привалочная плоскость диска совпадает с продольной плоскостью сим. метрии обода;
в) с отрицательным вылетом L обода (Рис.2в) - колесо изготовлено так, что продольная плоскость симметрии обода смещена относительно привалочной плоскости диска в сторону от продольной оси автомобиля.
а) б) в)
Рис. 2. Конструктивные схемы колес:
а) с положительным вылетом; б) с нулевым вылетом; в) с отрицательным вылетом
1 – обод; 2 – диск; 3 – ступица; А – продольная плоскость симметрии обода; L – вылет обода; С - привалочная плоскость диска
Вылет обода является важным параметром колеса. Для каждой марки автомобиля вылет обода выби. рается на базе расчетов с тем, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц колес и подвеску. Колеса, предназначенные для боль. шинства марок автомобилей, имеют положительный вылет обода, составляющий 10-50 мм. Выпускаются колеса и с нулевым вылетом обода (ГАЗ-2410, -31029 "Волга" и др.)
На ряд марок, таких как Mitsubishi, Рajero, Nissan, Тoyota, Land Cruiser и др. устанавливают колеса с отрицательным вылетом обода, составляющим 10 мм.